Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Проект "Предновогодний календарь ожидания"

Проект "Предновогодний календарь ожидания"

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: 3 недели (1 декабря – 23 декабря).

Форма реализации: групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители средней группы, музыкальный руководитель.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

 Актуальность: всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится ни с каким другим праздником. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? А зачем Снеговик на ёлке? Разобраться в этих вопросах поможет познавательная и творческая деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Предновогодний календарь ожидания». В результате опроса, выяснилось, что не только дети, но и взрослые, их родители, мало знают историю возникновения праздника и его традиций. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этом, а также украсить группу к Новому году. Сделать ожидание этого праздника приятным и разнообразным совместной деятельностью воспитателей, родителей и детей.

 Цель проекта: расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года, о символах Нового года.

 Задачи проекта:

  • Познакомить детей и родителей с историей новогодней елки. Расширить знания родителей о традиции новогодней елки. Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения хвойных деревьев в Новогодние праздники.
  • Формировать у детей познавательные умения: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей; творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и само выражаться в разных видах деятельности.
  • Создать радостный настрой в преддверии новогоднего праздника, способствовать дружеским взаимоотношениям детей, умению действовать согласованно, радоваться результатам совместной деятельности.
  • Развивать любознательность, творческие способности, память.
  • Приучать, активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
  • Воспитывать желание детей поскорее встретить долгожданный праздник.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к народным традициям.

 Формы и методы работы:

  • организованная образовательная деятельность;
  • речевые игры;
  • исследовательская деятельность;
  • наблюдения в природе;
  • труд в природе;
  • продуктивная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • музыкально-ритмические движения;
  • развлечение.

 Ожидаемый результат:

  • Предметно-пространственная среда в группе способствует изучению традиций Нового Года;
  • У детей сформированы знания о празднике Нового года, об истории новогодней ёлки.
  • У детей сформировано бережного отношения к окружающей природе.
  • Педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности.
  • У детей и их родителей создано праздничное настроение.
  • Появление интереса у родителей к жизни ДОУ.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

  1. Первичная диагностика детей.
  2. Организация предметно-развивающей среды: подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, изготовление и подбор дидактических игр, материалов для игр, приобретение детских книг по теме проекта, раскрасок на новогоднюю тему.
  3. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, презентаций, мультфильмов.
  4. Изготовление «Календаря ожидания Новогоднего праздника» и карточек с заданиями от Деда Мороза.

 Работа с родителями:

  1. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
  2. Разучивание стихотворений с детьми, участвующими в выступлении на утреннике.
  3. Выполнение домашних заданий родителями вместе с детьми (изготовление поделок, фотосессий на прогулке, аппликаций, заучивание стихов).
  4. Помощь в приобретении подарков для детей.
  5. Совместные прогулки родителей с детьми в лес, на площадь к новогодней елке.
  6. Участие в совместной выставке «Чудо-валеночки».

Информация на стенде:

  • «Что такое Новый год», «Новый год для детей: как устроить праздник», «Что нам нравится зимой?»
  • Памятка о проведении семейной прогулки в зимний лес «В гостях у елочки».
  • Консультация «Первая помощь при обморожениях», «Альтернатива новогодней ёлке», «История празднования Нового года».

Основной этап

1 НЕДЕЛЯ «ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ ЗИМА!»

Разместить в группе «Календарь ожиданий Новогоднего праздника».

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Беседы: «Пришла зима», «Зимние виды спорта», «Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках».

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций по теме «Зима».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗИМУШКА-ЗИМА».

Организованная деятельность: «Времена года. Зима».

Исследовательскаяя деятельность: «Мыльные пузыри на морозе».

Опыт «Куда исчез снег?»

Цели: расширять представления детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием, учить рассказывать о «превращениях» снега (сначала снег становится рыхлым, водянистым, а потом превращается в воду). Обогащать словарный запас детей, учить, правильно называть наблюдаемые явления.

Просмотр мультфильма «Снегурята».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Организованная деятельность: «Зима-зимушка».

Чтение художественной литературы: Разучивание стихотворения о зиме: А.Усачев «Снежинки». Отгадывание загадок о зиме. Я. Аким «Первый снег»,

И Суриков «Зима»; Г. Скребицкий «Кто как зимует?»,

А. Чепуров «Трудно птицам зимовать».

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Настольно-печатные игры: «Времена года»

Дидактические игры: «Подбери картинку», «Чего не стало», «Четвертый лишний», «Придумай предложение противоположное по смыслу», «Скажи ласково».

Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка в лес», «Отдых в лесу».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Подвижные игры: «Два Мороза», «Ветер и снежинки».

Физкультминутка «Зимой».

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинку».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Продуктивная деятельность

Рисование свечой «УЗОРЫ НА ОКНЕ».

Аппликация «Дома в снегу».

Музыкальная деятельность

Разучивание песни «Снег-снежок», танца льдинок-снежинок.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ НОВЫЙ ГОД.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ СТИХИ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОТ ДЕДА МОРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ:

Вырезать вместе с детьми ладошки (Оттенки: желтого, красного, оранжевого).

 

2 НЕДЕЛЯ «ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД?»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Рассматривание новогодних открыток, иллюстраций в книгах, альбомах.

Просмотр мультфильма на тему Нового года: «Снежные мастера», «Тимошкина елка», «Снеговик-Почтовик».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД»

Организованная деятельность: интегрированное занятие «Поможем зимующим птицам».

Беседы на тему: «Новый год у ворот».

Интервью детей: «Какой подарок ты хочешь получить на Новый год?».

Исследовательская деятельность: «Выпал беленький снежок».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Конкурс стихов.

«Письмо Деду Морозу» (сочинение текста письма и выбор открыток).

Чтение художественной литературы: Е. Трутневой «С Новым годом!», В. Сутеев «Елка», С. Козлов «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год», В. Усачёв «Новогоднее поздравление Снеговика», сказка «Белая Снежинка».

Разучивание стихотворения «Перед праздником зима…».

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Дидактические игры: «Угадай, что изменилось?», «Чудесный сундучок» («Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!» знакомство с елочными игрушками).

Сюжетно-ролевая игра «Семья: семейный праздник Новый год».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Подвижные игры: «Снежная королева».

Физкультминутка «Зимний лес».

Пальчиковая гимнастика «Новый год».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Продуктивная деятельность

Рисование «Зайка серенький стал беленьким».

Ручной труд: панно «Зима в городе».

Пластилинография «Ёлочные шары на ветке».

Музыкальная деятельность

Прослушивание музыкального произведения «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (музыка П.И. Чайковского). Разучивание песни «Санки».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОТ ДЕДА МОРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: Отдыхаем всей семьей. Фотосессия «Зимние забавы»,1 фото.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «АЛЬТЕРНАТИВА НОВОГОДНЕЙ ЁЛКЕ».

 

3 НЕДЕЛЯ «ЁЛОЧКА – ЗЕЛЕНАЯ ИГОЛОЧКА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Рассматривание открыток, иллюстраций в книгах, альбомах с изображением ёлки.

Просмотр мультфильмов на тему Нового года: «Новогодняя сказка».

Ознакомление с миром природы: Т. Нуждина энциклопедия «Чудо всюду» – «Ель», Т. Шорыгина «Ель».

Цикл наблюдений за елью на территории детского сада: «Как узнать ель», «Какая ель», «Чем прекрасна ель», «Сравним живую и игрушечную ель», «Поможем нашей ёлочке».

Организованная деятельность: ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СНЕГОВИК»

Интегрированное занятие «Снеговик».

Беседы на тему: «Маленькой елочке хорошо в лесу!» (цель: формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены), «Ёлкино платье», «О пользе хвойных деревьев».

Ситуации, общение: «Как шишка потеряла свое семечко», «На кого похожа елочка».

Проведение экспериментально-исследовательской деятельности

Экспериментирование с еловыми ветками: «Тонет – не тонет», «Горит – не горит», «Освобождение зверей из ледового плена».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Организованная деятельность: «Выросла ёлочка».

Игровая ситуация «Сравнение живой и игрушечной ели»

Заучивание стихов о ёлке, считалок.

Творческое рассказывание «Как шишка потеряла своё семечко»

Придумывание сказки о ёлочке.

Чтение художественной литературы: Андерсен Г. «Ёлка», Аким Я. «Ёлка наряжается», Благина Е. «Стихи о ёлке», Бокова Е. «Стихи о ёлке», Барто А. «Дело было в январе», Григорян С. «Паучки и рождественская ёлка», Кузнецова А. «Рассказали новость волки...», Клокова М. «Ёлочка», Михалков С. «В снегу стояла ёлочка», Маршак С. «Песня о ёлке», Сутеев В. «Ёлка», Токмакова И. «Ели», «Живи ёлочка», «Елка вытянула ветки...», Чуковский К. «Ёлка», И. Демьянов «Ель» (стихотворение).

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Настольно-печатные игры: «Повесь на ёлку шарики», «Сложи ёлку» (пазлы), «Чем отличаются ёлки» (найди отличия).

Дидактические игры: «Новогодняя ёлка», «Ёлочки бывают», «Выложи ёлочку из палочек», «Найди самую большую и маленькую елку», «Бусы на елку», «Логическая ёлка» (форма, цвет), «Собери ёлку» (геометрические фигуры),

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин новогодних игрушек», « Нарядим елочку».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили».

Физкультминутка: «Идем в лес за елочкой».

Пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку», «Елочка».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Продуктивная деятельность

Рисование «Зимнее дерево» (нетрадиционное рисование зубной пастой).

Ручной труд «Елочка на палочке».

Изготовление приглашения на елку для родителей «ДЕД МОРОЗ»

Аппликация из ладошек «Новогодний петушок».

Ручной труд «Веселые снеговички».

Музыкальная деятельность

Разучивание песен и хороводов о ёлке: «По дорожке весело…», «Песенка про ёлочку». Разучивание парной пляски.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ НОВОГО ГОДА НА РУСИ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОТ ДЕДА МОРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: сделать аппликацию «Новогодняя ёлочка».

 

4 НЕДЕЛЯ «ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Рассматривание открыток, иллюстраций в книгах, альбомах с изображением Деда Мороза и Снегурочки.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА».

Просмотр мультфильмов «Дед Мороз и лето»

Беседы на тему: «Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей – Деда Мороза и Снегурочки» с презентацией.

Проблемная ситуация: «Новый год без ёлки».

Замораживание цветных льдинок, и ими украшаем участок на прогулке.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Организованная деятельность: «Здравствуй, праздник – Новый Год!»

Чтение художественной литературы: стихотворение Е. Григорьевой «Старый год», М. Москвина «Как дед Мороз на свет появился», В. Сутеев «Подарок», Е.Благинина «Дед Мороз бумажный».

Разучивание стихотворения «Без дедушки МОРОЗА».

Конкурс стихов.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Настольно-печатные игры: «Зимние картинки и открытки» (разрезные).

Дидактические игры: «Угадай, что изменилось?» «Скажи ласково».

Театрализованная игра «Дед Мороз и лесные звери»

Сюжетно-ролевые игры: «Почта»: сюжет «Поздравим близких и друзей»; «Детский сад»: сюжет «Скоро, скоро Новый год!»; «Путешествие»: сюжет «Поездка к Деду Морозу».

НАРЯЖАЕМ ЁЛКУ В ГРУППЕ.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Подвижные игры: «Два Мороза», «Снежная королева».

Физкультминутка: «Зимние забавы».

Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Продуктивная деятельность

Аппликация «Новогодние валенки», «Шапочка Снегурочки», «Рукавички Снегурочки».

Музыкальная деятельность

Разучивание песни-хоровода «Дед Мороз», песни «Развлекушки», танца зайчат.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ».

 

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Проведение Новогоднего праздника «Домик Петушка».

Презентация проекта.

Выставки детских работ «Зимние узоры на окне» и «Зима в городе».

Совместная выставка работ родителей и детей «Чудо-валеночки», «Новогодняя елочка». Награждение родителей, принявших участие в выставках.

Презентация фотосессии «Отдыхаем всей семьей – зимние забавы».

Анализ результатов проектной деятельности

Уровни

Подготовительный этап

Заключительный этап

Количество детей

21

21

Высокий

6%

55%

Средний

16%

41%

Низкий

78%

4%

 

Результаты: высокий уровень поднялся с 6% до 55%, средний уровень повысился– с 16% до 41%, низкий уровень снизился с 78% до 4%).

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА  РЕЗУЛЬТАТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения в знаниях дошкольников. Наглядно полученные данные представлены в диаграмме.

12% дошкольников достигли высокого уровня знаний. Полученные результаты подтвердили доступность для освоения детьми 3,5-4 летнего возраста отобранного содержания знаний по теме проекта.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Значимость проекта для его участников:

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, готовят материал для обучения своих детей.

 Методическая литература

Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий.

Багрова Л. А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО «АСТ», 1996.

Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.

Бондаренко  Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.

Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи о временах года. М., 2004.

Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.

Хрестоматия для маленьких.

Средства массовой информации – интернет


Автор: 
Иванова М.В.