Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Проект "Ах, как ложки хороши, для еды и для игры"

Проект "Ах, как ложки хороши, для еды и для игры"

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки реализации: 2 недели (01 марта – 20 марта).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагог по музыке, инструктор по физкультуре.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Актуальность проекта: Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время.

В календарно-тематическом планировании есть тема, где даются представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: жилище (изба), предметах быта, домашней утвари, посуде (чугунок, миска, горшок, ложка, самовар). Дети знакомятся с народными промыслами. Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды, встал вопрос об их назначении, отличительных признаках.

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

 Цель проекта: Содействовать развитию устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке, уточнение, расширение и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта:

– помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая);

– обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса);

– совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Ожидаемые результаты:

Тема проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей среднего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов:

– ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;

– ребенок способен, воспринимать красоту окружающего мира, литературного народного, музыкального творчества;

– ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового;

– ребенок активно включается в проектную деятельность, исследование, экспериментирование.

 I этап

Целеполагание. (Выявление проблемы). Разработка проекта.

II этап

Реализация проекта.

III этап

Презентация проекта.

Художественная выставка работ детей: «Вот какие ложки!».

Выставка совместных работ родителей и детей «Театр ложек».

I этап. (Выявление проблемы)

Проблемные вопросы проекта:

  • Что такое ложка? Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?
  • Какими были ложки раньше?
  • Из чего изготавливают ложки?
  • Где можно увидеть разнообразные ложки?

Подбор художественной литературы для чтения.

Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.

Подбор музыкальных произведений для разучивания песен, частушек и танцев.

Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.

Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.

Составление рекомендаций и консультация для родителей по изготовлению театра из ложек.

 II этап Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Чтение художественной литературы: Кристиан Пино «История деревянной ложки», сказка «Жихарка», «Федорино горе».

Отгадывание загадок и чтение стихов о посуде, ложках.

 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Беседы: «Для чего нужны ложки?», «Как правильно нужно держать ложку».

Рассматривание иллюстраций с изображением посуды, разных ложек (материалы, размеры, роспись).

ПРОСМОТР видеороликов игра ложкарей, мультфильмов «Жихарка», «Веселая карусель», мультимедийная презентация «История ложки»,

Экспериментирование с материалами, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса).

 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Игры-забавы: «Пронеси – не урони!»

Эстафета: «Перевези только посуду».

Физкультминутка «Посуда».

 ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Дежурство по столовой

Цель: Закреплять названия посуды. Формировать навыки сервировки стола.

 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру), «Из чего ложечка?» (материал), «Для чего и почему?» (по назначению). «Что ты достал» (умение классифицировать по признакам.)

Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды», «Кафе».

 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Разучивание упражнения «Ложкари».

Разучивание песни «Антошка».

Танец с ложками «Ложки деревенские».

Лепка: «Ложка для Жихарки».

Пластилинография «Чашка с блюдцем, а как же без ложечки?»

Рисование «Ложечка точеная – ручка золоченая».

Аппликация «Ложка для бабушки»

Ручной художественный труд «Чудо-ложки».

III этап Заключительный

Презентация проекта.

Художественная выставка работ детей: «Вот какие ложки!».

Художественная выставка совместных работ родителей и детей «Театр ложек» и постановка сказок вместе с детьми.

Анализ результатов проектной деятельности

 

Уровни

Подготовительный этап

Заключительный этап

Количество детей

23

23

Высокий

10%

58%

Средний

35%

38%

Низкий

55%

4%

 

Результаты: высокий уровень поднялся с 10% до 58%, средний уровень поднялся – с 35% до 38%, низкий уровень снизился с 55% до 4%).

Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения в знаниях дошкольников. Наглядно полученные данные представлены в диаграмме. В отличие от результатов диагностирования, проведённых в начале проекта, знания детей увеличились. Полученные результаты подтвердили доступность для освоения детьми 4–4,5 лет отобранного содержания знаний по теме проекта.

 

Результат проекта

По результатам мониторинга выполнения задач проекта «Ах, как ложки хороши, для еды и для игры»  в ходе обследования детей видно, что низкий уровень почти исчез, а высокий возрос. Нами выявлено: улучшается развитие ребенка по всем направлениям образовательных областей.

Сформировали умение создавать декоративные композиции при нанесении рисунка на ложку. Развили основы эстетического восприятия прекрасного в создании узоров в стиле этих росписей. В лепке продолжили развитие интереса к украшению вылепленной ложечки. Развили интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создавая разнообразие изображений при нанесении узора на ложечку. Дети научились проявлять активность и творчество, выявляют эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать. Дети имеют представление об искусстве при помощи иллюстраций к произведениям детской литературы, репродукций живописи, народное декоративное искусство, как основе развития творчества.

Проект интересен и актуален для детей не только познавательным значением, но и художественным творчеством.

Прослеживается значительное расширение знаний детей о театральной культуре, они познакомились с новым видом театра – «Кукольный театр на деревянных ложках», узнали простейшим способам его изготовления, овладели навыками кукловождения. Дети получили удовлетворение от результатов и процесса выступления перед зрителями. Обыгрывая с куклами кукольные спектакли, у воспитанников совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Значительно развивается диалогическая речь, ее грамматический строй. Повысился уровень общей культуры детей их духовные ценности путем приобщения их к русской народной культуре, ценности гуманизма, уважения к окружающему миру. У воспитанников прослеживается положительная динамика личностных изменений. Происходит повышения уровня коммуникативного развития.

Сформировались способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умение мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия.

В лице родителей мы нашли поддержку в подготовительной работе: изготовлении кукол на деревянных ложках, увидели в них талантливых мастеров, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», М.: АРКТИ, 2002.

М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: «Детство-пресс», 2004.

Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.


Автор: 
Иванова М.В.