Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Конспект организованной образовательной деятельности "Мы путешественники" в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности "Мы путешественники" в старшей группе

Длительность ООД: 30 минут.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с глобусом и его назначением, дать понятие о том, что карта это плоское изображение земного шара.

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с глобусом и его назначением, дать понятие о том, что карта это плоское изображение земного шара, познакомить с понятием «экватор».

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.

Расширять у детей представления об окружающем мире.

 

Развивающие задачи:

Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

Активизировать словарь детей: глобус, материк, океан, карта, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

Закреплять у детей знания о различных видах транспорта.

 

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

 

Здоровьесберегающие задачи:

Снятие усталости и напряжения: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.

 

Предварительная работа: беседы о видах транспорта, о специальном транспорте («скорая помощь», пожарная машина и др.), беседы о бережном отношении к природе.

 

Материал к ООД:

Глобус, карта географическая.

 

Методы используемые на ООД:

Демонстрационно-наглядный.

Словесный.

Игровой.

Метод контроля.

 Ход занятия:

Воспитатель: Дети, давайте вспомним какое сейчас время года? (осень). А какой месяц? (ноябрь). Как называется холодное время года? (зима). А какое время года самое теплое? (лето). Ребята, летом многие из вас отправляются в путешествия. А на чем мы можем путешествовать? (самолет, машина, поезд, пароход). А можем ли мы путешествовать на пожарной машине или скорой помощи? (нет). Почему? (это специальные машины). А каким общим словом можно назвать все машины, самолеты, пароходы? (транспорт). Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, водный, наземный). Ребята, назовите водный транспорт (лодка, катер, пароход, корабль). Воздушный (самолет, вертолет, ракета). Наземный (автобус, машина, поезд).

Воспитатель: Ребята, а как называются люди, которые любят путешествовать? (путешественники). Я предлагаю вам поиграть в игру, она называется «Путешественники». Я буду называть транспорт, на котором можно путешествовать, а вы постарайтесь его изобразить. Но если я назову специальный транспорт, вы должны остановиться и стоять на месте. (Воспитатель называет транспорт: ракета, паровоз, скорая помощь, лодка, машина и т.д.).

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в старину люди тоже любили путешествовать, но раньше не было ни поездов, ни самолетов и приходилось отправляться в путь на кораблях по морям и океанам. Их называли мореплавателями. Они открывали новые земли, и для того, чтобы эти открытия остались для потомков, стали наносить увиденное, на лист бумаги. Эти рисунки назвали картой.

Воспитатель: Вот перед нами лежит такая карта (воспитатель вместе с детьми рассматривает карту). Представьте себе, что мы мореплаватели, а это наша Земля. Посмотрите, мы движемся по кругу, значит наша Земля круглая! После этого открытия ученые изобрели глобус. Слово «глобус» означает «шар». (Воспитатель вместе с детьми рассматривает глобус). Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Суша заселена животными, на них растут различные растения, живут разные народы.

Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши? Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые океаны? (Ответы детей).

Океаны.

На нашей Земле океанов –

Четыре: ИНДИЙСКИЙ – самый соленый в мире,

Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ – славен сельдями,

ЛЕДОВИТЫЙ – все время спит подо льдами,

А ТИХИЙ – конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

А знаете ли вы, что сушу называют материками и островами, как называются материки на земном шаре? (Ответы детей).

Воспитатель: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Мы с вами живем на самом большом материке, который называется Евразией.

Шесть материков.

Вот планета наша – велика Земля!

Горы, океаны, реки и моря.

Сколько островов –

Всех их не перечесть!

А материков –

Всего лишь только шесть:

Евразия, Америка

(Северная, Южная),

Африка, Австралия,

Антарктида вьюжная.

Показать их на глобусе, а потом на карте.

Карта – глобуса сестрица,

Очень плоская девица.

Можно карту расстелить,

Можно к стенке прикрепить.

С ней легко идти в поход:

Лишь свернуть – и нет хлопот.

Глобус – важный господин,

Гордо кружится один,

А вот карт не счесть на свете –

Пальцев вам не хватит, дети.

Карты мира, островов,

Стран, посёлков, городов.

Карты разных есть дорог,

Чтоб по ним ты ехать мог.

Воспитатель: Для того чтобы было удобно пользоваться глобусом люди перенесли его на бумагу, сделали плоским. Вот таким. Показать карту мира.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «НА ЧТО ПОХОЖА ЗЕМЛЯ?»

Я Землю сравнил бы с моей Головой:       (круговые движения руками)

Как наша планета – лесами,

Покрыта местами она бородой,                (показ частей покрытых волосами)

Усами и волосами.

Мой взгляд называют бездонным не зря:

Глаза, как озера,

И даже – моря...                                         (показать руками волны)

Бывает, что слезы щекою,

Оттуда сбегают рекою.                                        (показать как текут слезы)

А гордый мой нос – он подобен хребту,  (провести линию носа два раза)

И тянется горною цепью ко рту.

А эти чудесные уши –

Как часть неизвестная суши!                     (показать уши)

Кругла, как земля, голова у меня, (круговые движения руками)

И так же она хорошеет,

И так же меняется день ото дня,

И вертится.

Только на шее.                                            (повороты головы)

Воспитатель: А что же обозначает зеленый цвет? Желтый? Коричневый? (равнины, леса, горы, пустыни).

Встречаются на карте голубые ниточки и пятнышки. Это реки и озера. Линия, которая разделяет земной шар на две части – называется «экватор». Он делит нашу землю на два полушария: Северное, Южное.

Ребята, перед вами глобус и карта. Посмотрите что же в них общего и в чем различие? (Вода – голубая, пустыни и равнины изображены одинаковым цветом на глобусе и на карте).

А в чем отличие? (Глобус круглый, а карта плоская; на глобусе можно увидеть какая Земля круглая, а карта плоская и её можно повесить на стену.

Воспитатель: Представьте ситуацию: заводы и фабрики выбрасывают много вредных веществ, отдыхающие люди оставляют мусор в лесах на берегах рек. Все эти отходы попадают в воду. Поэтому купание в речке, жизнь рыб становится невозможным! Теперь я вам раздам листы бумаги, порвите её на кусочки и разбросайте по карте. Посмотрите, что же мы видим? Не стало видно ни суши. Ни воды. Как вы думаете, что произойдет с природой, если так жестоко относится к окружающему миру? (все погибнет). А для того, чтобы жизнь на Земле продолжалась, мы должны оберегать её и следить за чистотой.

Воспитатель: Ребята, на этом занятии вы узнали много интересного: что такое «глобус», «экватор», «полушария». Теперь вы знаете, что глобус – это модель Земли, Земля круглая и большая её часть покрыта водой. А для того, чтобы сохранить жизнь нашей планете мы с вами будем беречь, и охранять природу.