Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АППЛИКАЦИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АППЛИКАЦИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«В одно мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо в чашечке цветка».

Уильям Блейк

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям определённой группы детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольника. Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.

Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструктивно-художественный труд в детском саду, а именно аппликация.

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

– развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;

– создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты;

– многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование;

– простота некоторых техник облегчает получение результата.

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). Изобразительные техники понимаются, как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобразительными средствами. Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты – макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; «необычные» способы обработки материалов. Общепринятого определения термина «нетрадиционные изобразительные техники» на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадиционные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:

– для создания образа используются не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов;

– применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);

– используются приёмы, инструменты создания изображения.

В разработках Новиковой, Лыковой, Базулиной, Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнообразию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в игре. В занятиях предлагают использовать такой материал как: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое. В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации – аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции можно создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций мы начинаем с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазываем клеем и сверху накладываем пух, стружку, крупу и т.д. Глаза животных обозначаем накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создаем панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок, скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Дополнительно наклеиваем умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.

Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем, во всех технологиях используются различные изобразительные техники:

техника «коллаж» – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения (возможные тематики: «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Зимняя сказка»);

– техника «обрывная аппликация» (возможная тематика: «Мой любимый Снеговик», «Мишка косолапый»);

– техника «скатывание бумаги» (тематика: «Ягнёнок», «Барашек»); техника «аппликация из листьев» (тематика: «Рыбки в аквариуме», «Бабочки», «Листопад»);

– техника «аппликация из опилок» (тематика «В осеннем лесу», «Цыпленок»);

– техника «аппликация из ниток»;

– «аппликация из скорлупы яиц»;

– «аппликация из макарон»;

– «аппликация из крупы».

Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях:

– доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми;

– использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игровые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами;

– коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение;

– использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники;

– создание активно воздействующей предметно-пространственной среды;

– наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:

– накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

– обогащение изобразительного, эстетического опыта;

– развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

– экспериментированию с различными материалами;

– развитию воображения, творчества ребенка;

– развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

Анализ исследований и методических разработок позволяют говорить о сочетаемости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе, и позволяет определить преимущества  развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста:

– нетрадиционная изобразительная техника – сродни экспериментированию с материалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к аппликации.

– варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию задач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного).

– нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования.

– использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освоению средств выразительности.

– нетрадиционные техники в младшем дошкольном возрасте благоприятно влияют на развитие мелкой моторики, что является актуальным на данном этапе развития, т.к. это взаимосвязано с развитием речи и является сенситивным периодом для детей.

Работа с нетрадиционными техниками позволяет развивать трудовые умения и навыки, создавая выразительность образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».